Кафедра фортепиано

 

Учебный отдел

 

Заведующая кафедрой, доцент Стецкая Любовь Антоновна

E-mail :  kafedra_f-no@mail.ru

О кафедре

История кафедры общего фортепиано Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева начинается со дня основания в 1968 году первого в Донбассе высшего музыкального учебного заведения – Донецкого государственного музыкально-педагогического института. В 1988 году вузу было присвоено имя великого композитора-классика ХХ века   С. С. Прокофьева.

       За годы существования учебное заведение дважды переименовывалось:

- с 1991 по 2002 годы вуз назывался Донецкая государственнаяонсерватория имени С. С. Прокофьева;

- с 2002 года и по настоящий момент – Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева.

       Уже с первого года основания вуза предмет «Общее фортепиано» был включен в учебную программу в качестве обязательного. Для студентов разных специальностей крайне необходимо владение этим инструментом. Универсальность фортепиано дает возможность полноценно изучать самый разнообразный музыкальный материал: вокальную, хоровую, оркестровую, оперную литературу. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Через приобщение к занятиям на фортепиано студенты обогащают свои знания, значительно расширяя для себя рамки мира музыки во всем его многообразии, пополняют и развивают так необходимые навыки в дальнейшем становлении профессионального музыканта, независимо от его специализации.

       Изучение фортепиано в учебном процессе консерватории трудно переоценить. Вот почему кафедра общего фортепиано является одной из самых многочисленных кафедр вуза, поскольку охватывает всех студентов, исключая лишь учащихся кафедры специального фортепиано, и вносит существенный вклад в развитие консерваторских традиций музыкального образования.

       В период становления молодого вуза формировался и педагогический состав кафедры общего фортепиано, которая в то время была укомплектована небольшой группой преподавателей.

       Первыми ее педагогами стали выпускники Харьковского института искусств: Гайдукова Алла Пантелеймоновна, Гребенюк Нонна Леонидовна, Донина Роксана Леонидовна, Пономаренко Елена Николаевна и выпускница Казанской консерватории Лазарева Галина Петровна.

       Этап становления кафедры общего фортепиано, накопления опыта, определения всех аспектов работы проходил под руководством заведующей кафедрой Дубинской Жанны Павловны, выпускницы Харьковского института искусств. Высокий профессионализм руководителя кафедры, организаторские способности, ее доброжелательность в сочетании с требовательностью всегда были примером и вызывали уважение коллег.

       Постепенно коллектив кафедры расширялся и пополнялся новыми педагогами: Е. О. Суворов, И. В. Сажина, И. С. Пирогова, Э. П. Сашко, А. И. Кошевой.

       В период становления кафедры перед преподавателями стояла сложная проблема не только обучить игре на фортепиано студентов разных специальностей, но и воспитать музыкантов высокой профессиональной культуры.

       Уже на начальном этапе работы были определены важнейшие направления в методической работе, которые основывались на специфике кафедры, связанной с обучением студентов различных специальностей. Это диктовало необходимость строить курс фортепиано с учетом особенностей конкретной специализации студентов-исполнителей, музыковедов, композиторов и основываясь на этом, разрабатывать соответствующие программные требования.

      Особое внимание преподавателей кафедры было направлено на создание необходимой методической базы для решения проблем, связанных с профилизацией курса общего фортепиано. С этой целью преподавание предмета осуществлялось по собственным оригинальным программам, которые учитывали специфику каждой отдельной специализации и могли бы совершенствовать не только исполнительские качества студентов, но и расширять их общемузыкальный кругозор. В программы был введен аккомпанемент, игра в ансамбле, чтение с листа, предложен рекомендательный перечень произведений. Много внимания уделялось расширению и обновлению репертуара. Одновременно с этим совершенствовалась методика проведения академических концертов, зачетов и экзаменов.

 

        1970-80-е годы. Новый виток в развитии кафедры. Это было время закрепления и углубления знаний и накопленного опыта в деятельности кафедры, поиск и реализация новых путей развития и совершенствования.

       С приходом выпускников Донецкого музыкально-педагогического института формируется устойчивый состав педагогического коллектива. На кафедру приходят Г. Ф. Глазунова, Л. Н. Землянко, Л. Я. Лихтарникова, С. Д. Петраченкова. Несколько позднее к ним присоединилась Л. В. Волкова, выпускница Астраханской консерватории.

       Молодые преподаватели, обладая собственным творческим обликом в исполнительстве и педагогике, при всем различии их индивидуальностей сформировались в коллектив единомышленников. Отличительной чертой того времени стал энтузиазм молодых педагогов, их интерес к исполнительской деятельности, значительные успехи в учебно-методической и музыкально-просветительской работе.

       Организовывались инструментальные и камерно-вокальные ансамбли:

- С. Д. Петраченкова в камерно-вокальных программах с преподавателем ДГМПИ Е. Ф. Щербак;

- Л. В. Волкова в камерном ансамбле с солистом Укрконцерта, лауреатом Всероссийского конкурса виолончелистом В. В. Волковым;

- Е. В. Вакулич в ансамбле с лауреатом республиканского конкурса, преподавателем ДГМПИ И. Н. Максименко;

– в различных камерно-инструментальных и камерно-вокальных программах участвовали Г. П. Глазунова, Л. Н. Землянко, Н. В. Симонова;

– выступали в фортепианном дуэте Р. Л. Донина и Л. Я. Лихтарникова;

– Р. Л. Донина в ансамблях с преподавателями кафедры народных инструментов В. Н. Руденко, Е. П. Полихрониди, преподавателями кафедры духовых и ударных инструментов Г. И. Костринским, Е. П. Сурженко, Л. К. Шершнёвой, преподавателем кафедры камерного ансамбля В. К. Мальцевым, в фортепианном дуэте со И. В. Слуцкой.

       Активизируется научно-исследовательская работа преподавателей кафедры. В НИО Информкультура Государственной библиотеки имени В. И. Ленина в Москве были задепонированы научные работы:

– «Фугированные сонаты Д. Скарлатти» - преподаватели Л. В. Волкова и Л. Я. Лихтарникова; профессиональное мастерство,

– «Проблемы полифонизации тематизма и фактуры в фортепианных сонатах 

Д. Скарлатти» – преподаватели Л. В. Волкова и С. Д. Петраченкова.

      Установились плодотворные связи между родственными кафедрами общего фортепиано Донецкой консерватории, Киевской консерватории имени П. И. Чайковского и Харьковского института искусств имени  И. П. Котляревского.                     И. П. Котляревского. Преподаватели Донецкой консерватории, приезжая в эти ведущие вузы Украины на повышение квалификации, не только обогащали свой уровень знаний, но и сами выступали там с концертами, давали открытые уроки, получая прекрасные отзывы:

– Харьковский институт искусств имени И. П. Котляревского – концерт фортепианного дуэта Р. Л. Дониной и Л. Я. Лихтарниковой;

– Киевская консерватория имени П. И. Чайковского– открытый урок Л. В. Волковой на кафедре общего фортепиано и концерт в Малом зале консерватории в дуэте с лауреатом Всероссийского конкурса В. В. Волковым (виолончель).

       В эти годы руководила кафедрой общего фортепиано доцент Пономаренко Елена Николаевна, которая с энергией, целеустремленностью, творческой инициативой открыла новую страницу в ее истории и возглавляла кафедру в этой должности с 1978 по 1988 год.

Пономаренко Елена Николаевна Пономаренко Елена Николаевна

       В 1979 году на кафедру приходит В. М. Шибаев (Уральская государственная консерватория), занимавший в этот период должность декана заочного отделения, а с 1988 по 1991 год – заведующий кафедрой фортепиано.

Шибаев Шибаев В.М.

       Смена руководства в разные периоды существования кафедры не меняла утвердившихся традиций, целей и принципов работы.

 Кафедра в 1979-88гг

       1990 годы характеризуются новым этапом в истории кафедры. Его отличает тенденция углубления научно-исследовательского направления, на новый уровень выходит исполнительская деятельность. Кафедра пополняется новыми преподавателями: кандидат искусствоведения, доцент В. А. Колоней (тема кандидатской диссертации «Пластическое в фортепианно-исполнительском интонировании»), доцент, декан исполнительского факультета Е. А. Жаркая, кандидат искусствоведения, доцент Е. Ю. Цанк (тема кандидатской диссертации «Основные тенденции развития украинского фортепианного концерта в 80-90-е годы»), кандидат искусствоведения, профессор Н. В. Симонова (тема кандидатской диссертации «Украинский фортепианный квинтет в контексте европейского камерно-инструментального искусства. История и теория жанра»), возглавлявшая кафедру с 1991 по 2014 год, проректор ДГМА по учебной работе с 1994 по 1996 го

Симонова Н.В. Симонова Наталья Владимировна 

         Защищают диссертации, получают степень кандидатов искусствоведения и звания доцента Г. Ф. Глазунова и Л. В. Волкова. Публикуются учебные пособия, авторами которых являются:

– кандидат искусствоведения, доцент Л. В. Волкова «Украинское фортепианное трио: вопросы возникновения, эволюции жанра, современных технологий, исполнительства: учебное пособие» (2013);

– кандидат искусствоведения, доцент В. А. Колоней «Информационные аспекты музыки: учебное пособие» (2012);

- старший преподаватель Р. Л. Донина «Особенности работы в классе специализированного фортепиано» (2008 г.)

        Преподаватели кафедры с большим энтузиазмом, активно и успешно продолжают заниматься концертной деятельностью, выступаяс сольными и ансамблевыми концертами в филармонии, в концертном зале Музыкальной академии, в учебных заведениях, на радио, телевидении и других концертных площадках:

– многочисленные концертные выступления преподавателей кафедры Светланы Петраченковой, Галины Глазуновой, Оксаны Авериной с вокалистами в качестве концертмейстера;

– фортепианный дуэт Натальи Симоновой и Елены Жаркой;

– инструментальный дуэт Людмилы Волковой (фортепиано) слауреатом Всероссийского конкурса Валерия Волкова (виолончель). (Этот дуэт многие годы вел активную концертную деятельность: неоднократные выступления на телевидении, концерты в консерватории и филармонии Донецка, выступления в разных городах России и Украины, концерты в странах Ближнего Востока, Польше, Германии, Канаде, запись дисков с выступлениями.)

 Волковы Людмила Волкова и  Валерий Волков

        Одной из основных задач учебного процесса кафедры всегда являлось развитие исполнительского мастерства студентов как сольного, так и ансамблевого, расширение их общей музыкальной эрудиции, овладение навыками чтения с листа, транспонирования, аккомпанемента, то есть теми навыками, которые значительно дополняют профессиональные качества будущих специалистов.

       Усилению и расширению творческой направленности преподавания курса фортепиано способствовала практика организации студенческих конкурсов, концертов, музыкальных встреч:

традиционные концерты-знакомства со студентами I курса таких специализаций, как «музыковедение», «композиция», «хоровое дирижирование»;

конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения;

концерты из собственных произведений студентов-композиторов;

популярностью пользовались концерты, где студенты разной специализации аккомпанировали друг другу;

тематические концерты классов преподавателей и концерты-отчеты кафедры вызывали значительный интерес, как у студентов, так и у преподавателей профилирующих кафедр.

       Неотъемлемой частью работы преподавателей кафедры фортепиано всегда являлось методическая помощь педагогам музыкальных учебных заведений среднегои младшего звена. И если раньше такую помощь могли получить музыкальные училища и школы лишь Донецкого региона, где наши преподаватели проводили открытые уроки, выступали с лекциями и докладами, то впоследствии территория взаимодействия была значительно расширена. В Донецкую консерваторию стали приезжать на повышение квалификации преподаватели музыкальных училищ Днепропетровска, Запорожья, Кривого Рога и других городов. Они посещали уроки преподавателей, присутствовали на академических концертах, на концертах классов, на заседаниях кафедры и активно участвовали в обсуждении методических вопросов и проблем. И даже по окончании курса, продолжали оставаться в контакте с преподавателями Донецкой академии.

Кафедра

          В 2014 году на территорию Донбасса пришла большая беда – началась война. Жизни людей, жизнь всего Донбасса, жизнь нашей академии, а с ней и нашей кафедры оказалась в сложных и очень опасных условиях.Многие уехали работать в другие города, педагогический и студенческий коллектив резко уменьшился. В это тяжелое время перед кафедрой, как и перед всей академией, стояла задача сохранения вуза, сохранения традиций и формирование новых педагогических кадров.

         Кафедру фортепиано в 2014 году возглавила профессор Л. В. Волкова – проректор ДГМА по научной работе, кандидат искусствоведения (1997, диссертация: «Украинское фортепианное трио 70–80-х годов в аспекте исполнительских проблем»), член Национального Союза композиторов Украины; с 1980 года – преподаватель кафедры общего и специализированного фортепиано и кафедры камерного ансамбля Донецкого государственного музыкально-педагогического института имени С. С. Прокофьева; с 1994 года – профессор Дамасской консерватории (Сирия, кафедра специального фортепиано). 

Людмила Волкова   Волкова Людмила Владимировна

         В  2014 году в связи с ориентацией вуза на российскую образовательную систему решением Ученого совета от 26.11.2014 г. и приказом № 8 от 31 ноября 2014 г. кафедра «Общее и специализированное фортепиано» получила наименование «Фортепиано».

       Несмотря на тяжелую сложившуюся ситуацию,  на кафедре фортепиано продолжал работать высокопрофессиональный коллектив коллег-единомышленников, объединяющий в себе представителей старшего и молодого поколений. Благодаря плодотворной работе педагогов с большим опытом преподавательской, творческой и научной работы, были сохранены лучшие традиции, сложившиеся в предыдущие годы.

      Педагогический состав кафедры фортепиано 2014 года: заведующая кафедрой кандидат искусствоведения, профессор, проректор ДГМА по научной работе Л. В. Волкова; кандидат искусствоведения, профессор В. А. Колоней, ректор ДГМА; кандидат икусствоведения, старший преподаватель В. С. Гончарова, старшие преподаватели Р. Л. Донина,  Л. Н. Землянко. Л. В. Кнышева, О. В. Аверина – окончила магистратуру ДГМА и успешно работает над написанием кандидатской диссертации.

         В этот период на кафедре удивительным образом активизировалась исполнительская деятельность вопреки тяжелой и опасной обстановке в городе. Коллектив кафедры принимает активное участие во всех мероприятиях вуза. Преподаватели и студенты участвуют в больших тематических концертах, проводимых академией в залах ДонбассОпера (Донецкий театр оперы и балета), Донецкой государственной академической филармонии имени С. С. Прокофьева. Состоялсь большие, яркие и запоминающиеся концерты, посвященные Дмитрию Шостаковичу, Сергею Прокофьеву, Георгию Свиридову и Сергею Есенину, Дню Победы и многие другие. Постоянными и активными участниками этих концертов были и педагоги кафедры.     

Фото 8     Фото 9 

       Это тяжелое военное время не сломило дух людей и не помешало педагогам кафедры принимають участие в международных конкурсах, получая звания лауреатов. Старшие преподаватели В. С. Гончарова и Л. В. Кнышева организовали высокопрофессиональный фортепианный дуэт и на Всероссийском открытом конкурсе фортепианных дуэтов «ЗА РОЯЛЕМ ВДВОЕМ» имени Александра Григорьевича Бахчиева получили звания лауреатов и диплом Первой премии.  

      На этом же конкурсе дуэт Лилии Кнышевой и Виктории Гончаровой был награжден дипломом от Радио России «За артистическое обаяние». (Вологда, 2015 год).  

 Фото 9  Фото 11 Фото 12

        Еще одну победу этот фортепианный дуэт одержал в Казани на VII интернациональном (международном) конкурсе VIVA-MUSIC, получив звание лауреатов I премии (Казань, 1915 год)

        На новый уровень поднялась концертная работа преподавателей кафедры. Многочисленные выступления  на сцене Донецкой филармонии с  сольными программами, в фортепианных дуэтах, в камерных и инструментальных программах, в качестве солиста с симфоническим филармоническим оркестром, выступления на телевидении.  

Вортепианный дуэт  ГончароваВС  Виктория Гончарова,орган   Кнышева

Кнышева Москва  Дует-Кнышева с Коломиец  Тур по ДНР Кнышева и Степанов

       Работа кафедры фортепиано в этот период была сосредоточена на повышении научного потенциала, активной концертно-просветительской деятельности, расширении профессионального и творческого сотрудничества между аналогичными кафедрами вузов искусства и культуры, пропагандой фортепианного исполнительства. В этот перид, несмотря на тяжелую обстановку, в которой находились жители Донецка, активность преподавателей кафедры, как и всего вуза,  только возростала. Это проявлялось и в активизации концертной жизни, в расширении профессионального и творческого сотрудничества между аналогичными кафедрами вузов искусства и культуры, участие и яркие победы педагогов и студентов в конкурсах, фестивалях, научных конференциях, проходивших в разных городах России. 

       Увлеченно и с большим энтузиазмом преподаватели и студенты занимались музыкально-просветительской деятельностью, являющейсяодной из ярких и активных  сторон  жизни коллектива кафедры. Всегда с благодарностью зрители принимали наши выступления с концертами в школах и колледжах Донецка, наши отчетные концерты, тематические концерты-лекции в стенах Академии, в Музыкальной гостиной Донецкой республиканской библиотеки имени Н. К. Крупской, в Донецком республиканском художественном музее, в Доме народного творчества и других концертных площадках города.

        В 2017 году кафедру возглавила лауреат всероссийского и международных конкурсов, член Российского Рахманиновского общества и Общенациональной Ассоциации фортепианных дуэтов России, старший преподаватель Кнышева Лилия Валерьевна.   

    Кнышева Л.В.   Кнышева Лилия Валерьевна

         Этот год ознаменован приходом на кафедру нового пополнения молодых, творчески активных преподавателей, выпускников Донецкой академии, лауреатов международных конкурсов: Л. А. Стецкой и А. И. Балджи.  Их творческий потенциал, их талант и возможности значительно укрепили исполнительскую и просветительскую активность кафедры.

Грани немецкого романтизма    Пиано форум 

 

           С неменьшим энтузиазмом молодые преподаватели погрузились в научно-исследовательскую  и методическую работу.  В результате чего, опираясь на традиции, сложившиеся в течение многих лет, используя новые формы работы и внедряя их в учебный процесс, преподаватели кафедры совершенствовали методику преподавания, расширяли и обновляли педагогический репертуар.

         Все члены кафедры принимают активное участие  в  реализации исполнительских и культурно-просветительских  проектов.

        В 2018 году кафедра фортепиано инициировала проведение ежегодного Открытого республиканского конкурса фортепианной подготовки «Грани таланта» для студентов средних специальных и высших учебных заведений культуры и искусства, цель которого – популяризация богатейшего фортепианного наследия. Мероприятия такого рода, как правило, приносят положительные результаты, активизируя процесс обучения на всех уровнях.

 Грани таланта

     Большую организационно-методическое работу кафедра проводит в вопросах развития музыкального образования  в Донецком регионе, выступая на методических семинарах, конференциях, выступая с лекциями и  концертами.

     Во всех этих процессах активно участвуют все преподаватели кафедры: доценты О. В. Аверина, Ю. К. Дробот, И. Ю. Ткачева, старшие преподаватели Р. Л. Донина, А. И. Балджи, Н. Н. Бурзаница. 

Фото кафедры 2018 

        С 2020 года кафедру фортепиано возглавляет лауреатмеждународных  конкурсов,  доцент Стецкая Любовь Антоновна, Ответственный секретарь приемной комиссии.

Завкафедрой Стецкая Заведующая кафедрой, доцент Стецкая Любовь Антоновна

     На протяжении 10 лет военных действий на территории Донбасса и бомбежек Донецка Академии удается успешно проводить вступительную кампанию, благодаря огромной подготовительной работе всего коллектива. Весь этот период Приемную комиссию возглавляют преподаватели кафедры общего фортепиано: В. С. Гончарова (с 2014 года), Л.В. Кнышева (с 2017 года), Л. А. Стецкая (с 2020),  успешно справляясь с этой жизненноважной для Академии работой. Эта должность весьма непростая и ответственная, особенно в это время, когда идет война.

     Молодые преподаватели кафедры активно занимаются концертной деятельностью, научно-методической работой, публикуя научные статьи и учебные пособия, с большим энтузиазмом готовят программы для участия в различных исполнительских конкурсах.

     Стецкая Любовь Антоновна и Кнышева Лилия Владимировна, назначенная после заведования кафедрой фортепиано на  должность проректора по воспитательной и творческой работе, смогли создать фортепианный ансамбль высокого профессионального уровня и приняли участие в двух конкурсах, где победили и были удостоены:

Диплом25     Диплом26 

- звания лауреатов I степени на всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей «Музыкальная столица» (г. Москва, 2020 г.) 

-  звания лауреатов I степени на II международном музыкальном конкурсе CANTUS AVIA  (г. Москва, 2022 год). 

          Доцент О. В. Аверина награждена Дипломом лауреата II степени на I Международном конкурсе концертмейстерского мастерства «COLLA PARTE» (Гродно, 2022 год).

Диплом27 

        Победы на международных и республиканских конкурсах старшего преподавателя кафедры фортепиано Алексея Балджи:

 Балджи АИ Балджи Алексей Иванович

 – Дипломант международного конкурса памяти С. Рихтера (Париж, Франция, 1997),

Лауреат I премии VI международного фестиваля молодых исполнителей (Брюссель, Бельгия, 2000),

Лауреат 2 премии VII международного фестиваля молодых исполнителей (Брюссель, Бельгия, 2001),

– Лауреат Республиканского конкурса исполнительского мастерства "На родине С.С. Прокофьева" (ДНР, Донецк, 2019),

Лауреат 1 степени Международного конкурса-фестиваля "Дыхание зимы" (РФ, Москва, 2023),

– Обладатель Гран-При Международного конкурса фортепианного искусства "Art Royal" (РФ, Москва, 2023).

        О высоком уровне научно-методического потенциала кафедры говорят учебные пособия,научные статьи, опубликованные в изданиях, входящих в перечень РИНЦ, выступления педагогов с докладами на межвузовских, международных научных конференциях и совещаниях.Одной из последних работ такого рода можно назватьучебное пособие старшего преподавателя кафедры фортепиано А. И. Балджи «Динамика как средство выразительности в работе пианиста над фортепианной фактурой». Эта работа после рассмотрения на Ученом совете была рекомендована к публикации.

         Педагогический коллектив  кафедры  фортепиано сохраняет высокий уровень профессиональных достижений  во многих областях музыкального искусства (педагогической, концертно-исполнительской, научно-методической, музыкально-просветительской и др.). Ряд педагогов отмечены званиями Лауреатов престижных международных и отечественных конкурсов, имеют звания доцента, имеют учёную степень кандидата искусствоведения.   

          Сейчас, в 2024 году, на кафедре общего фортепиано работают: заведующая кафедрой, лауреат  международных конкурсов, доцент Л. А. Стецкая; кандидат искусствоведения, доцент Л. В. Волкова; лауреат международного конкурса, доцент О. В. Аверина; лауреат многих международных конкурсов, старший преподаватель А. И. Балджи и старший преподаватель С. И. Кривонос.

        Значительные педагогические, творческие и научные возможности и успехи кафедры фортепиано позволяютсохранять высокий профессиональный уровень во многих областях музыкального искусства: педагогической, концертно-исполнительской, научно-методической, музыкально-просветительской и находить новые формы работы, внедряя их в учебный процесс, постоянно совершенствуя методику преподавания, расширяя и обновляя педагогический репертуар.   

        На всех этапах развития кафедры коллектив коллег-единомышленников объединял в себе представителей разных поколений с большим опытом преподавательской, творческой и научной работы. Все лучшие традиции кафедры сохраняются, развиваются, преумножаются и сейчас.

        Кафедра фортепиано, как и другие общевузовские кафедры, выполняет важную роль в формировании исполнительской и артистической индивидуальности выпускников, как музыкантов широкой профессиональной направленности, которые всецело владеют комплексным набором знаний, умений и навыков, обеспечивающих их конкурентоспособность в условиях современности.

        В течение всего многолетнего периода существования Академии состав кафедры менялся. Но благодаря всем преподавателям, работавшим в разные годы на кафедре общего фортепиано, являвшимися высокими профессионалами, бесконечно преданными своему делу, сформировались  и  остаются  неизменными  устои,  традиции, сложившиеся в течение многих лет, преемственность поколений, высокая профессиональная требовательность и  мастерство.

       Кафедра   фортепиано вписала свою страницу висторию Академии. Многочисленные ее ученики продолжают традиции вуза, достойно представляя Донецкую музыкальную академию имени С. С. Прокофьева в России и за ее пределами.

 

 

 

Документы для просмотра