«Звучит великая русская музыка»: музыкально-исторический диалог в стенах Ливадийского дворца
На фоне мраморных колонн и витражей Ливадийского дворца-музея – летней резиденции Романовых, места Ялтинской конференции 1945 года – прозвучал финальный аккорд культурного диалога между Крымом и Донецкой Народной Республикой. Концерт «Звучит великая русская музыка», который 21 марта сыграли преподаватели нашей Академии, стал не просто гала-представлением, но символическим мостом между эпохами, где архитектурное наследие Крыма встретилось с интеллектуальной аурой русской классики.
Пространство как соучастник перформанса
Ливадийский дворец, с его акустикой Белого зала, где некогда звучали голоса Сталина, Рузвельта и Черчилля, в этот вечер превратился в резонатор иной дипломатии – диалога музыки и истории. Академический репертуар, выбранный для концерта, неслучаен: от Глинки до Власова – это панорама русской композиторской школы, чьи корни переплетаются с крымским культурным ландшафтом.
Крымские впечатления Рахманинова и Чайковского, вдохновение Прокофьева – полуостров веками был творческой лабораторией для русских гениев. Исполнение их произведений в Ливадии – жест восстановления исторической памяти, где каждая нота стала реминисценцией связи места и музыки.
Репертуар: от «русского Бетховена» к современности
Программа концерта, выстроенная как хронотоп русской музыки, охватила два столетия. Прозвучали произведения Михаила Глинки, Александра Бородина, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева и Александра Власова.
Исполнители: педагоги как хранители канона
Уникальность концерта – в синтезе педагогического мастерства и концертной практики. Каждый участник – носитель академической школы, чьё искусство стало мостом между аудиторией и великими партитурами.
Ноты в этот день оживили лауреаты международных конкурсов: доцент кафедры общего фортепиано Алексей Балджи, преподаватель кафедры оркестровых инструментов Антонина Ковальская, профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Марина Коваленко, доцент кафедры специального фортепиано Лилия Кнышева, доцент, заведующая кафедрой общего фортепиано Любовь Стецкая, преподаватель ПЦК «Вокальное искусство» факультета СПО Екатерина Заремба, заведующая кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Анастасия Вальсамакина и профессор кафедры специального фортепиано Наталья Чеснокова.
Философия события: почему это важно?
Академическая музыка вне стен аудиторий – жест включения педагогики в публичное поле, где мастерство преподавателей становится живым диалогом с обществом.
Наследие vs современность
Сочетание Бородина и Власова в одной программе показало: русская музыка – не музейный экспонат, но живой организм.
В финале культурного диалога ректору нашей Академии Роману Качалову, который является руководителем проекта «Звучит великая русская музыка», вручили благодарность за укрепление межвузовских связей от ялтинской Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского».
Эпилог
«Архитектура – застывшая музыка», – говорил Гёте. В тот вечер Ливадийский дворец, отозвавшись на звуки русских классиков, доказал: великая музыка – это архитектура, высеченная из времени.